На вечернем командирском совещании 19 августа была озвучена информация, что севернее Ржева, близ урочища со странным названием Дешёвки, были найдены фрагменты хвостовая часть советского самолёта, и туда выезжает группа разведки. К вечеру по возвращению разведгруппы наличие самолёта было подтверждено. Теперь предстояло собрать и привести на место обнаружения самолёта большую группу поисковиков.
Отбирали добровольцев, мужчин покрепче. Все знали, что работа предстоит очень тяжёлая. Среди этой команды на выезд в Дешёвки оказался и я. Опыт в подъёме самолёта уже был (вспоминалась весенняя вахта на псковщине со штурмовиком ИЛ-2). Так как болотников у меня не было, решил "убить" свои рабочие берцы. На двух "Камазах" с утра 20 августа мы двинулись в путь. Ехали в обратную сторону от лагеря, ближе к Ржеву, проехали через город и повернули на север за Волгу, поколесили просёлочными дорогами и , наконец, оказались в лесу, преодолев таким образом около 50 километров. Пройдясь ещё пешком метров двести, мы оказались возле большой, сильно заросшей травой и заполненной до краёв воронки. Руководителем подъёма был назначен корифей этих дел Дьяков Иван, командир вологодских.
И так, за дело. Первыми включились в работу "помпомёры" под руководством Андрея Николаева из Нарьян-Мара. Сначала запустили одну помпу, но из-за быстро прибываемой родниковой воды заработала и вторая. Уходящая вода быстро обнажала края заплывшей воронки, из которой торчали куски искорёженного металла. Всё это было в очень большом слое ила и грязи, в которую и запрыгивали попеременно, меняя друг друга, поисковики с лопатами наперевес, разделившись на три группы. Была создана и ещё одна группа. Вооружившись бензопилами, ребята расчищали заросшие края воронки от деревьев и кустарников , а затем напиливали крупные брёвна для приспособления, с помощью которого впоследствии и предстояло вытягивать самолёт.
Где лопатами, где вёдрами, а где и руками мы вытаскивали, или лучше, вычерпывали из воронки жидкий грунт перемешанной грязи, масла и бензина, одновременно доставая большие и маленькие фрагменты самолёта.
Как оказалось в последствии советский самолёт ЯК-1, совершая боевой вылет 22 августа 1942 года, не вернулся с задания, и был обнаружен в сильно заболоченном лесу близ вышеназванной деревни Дешёвки. Углубляясь в раскопе, приходим к выводу, что самолёт зарылся в землю очень глубоко, упав практически вертикально вниз.
За весь день мы смогли осилить не больше метра глубины, хотя работали безостановочно, в три потока меняя друг друга в не самой просторной воронке. В ней одновременно умещалось человек пять -шесть, не более. Грунт выбрасывался и выливался к краю воронки, и его тут же оттаскивала отдыхающая смена подальше в сторону. К вечеру на ребят было трудно смотреть без сожаления. Помимо того, что все были абсолютно в грязи, так ещё и с промоченной обувью, ибо почти ни у кого не было высоких сапогов. Но никто и не думал жаловаться или, ещё хуже, ныть. Главное было не порезаться, ибо со дна торчали куски самолёта, достаточно острой формы сильно изуродованного дюралюминия. И в один момент, не заметив такой кусок, я, в попытке вытащить свой ботинок из затянувшей его грязи, саданул обо что-то сильно острое. Обошлось.
Едва передвигая усталыми ногами и руками мы завершали первый день. В этом месте мы наковыряли уже большую кучу железа, которая, наверное, уже бы и не поместилась в грузовике. Среди этой груды железа были найдены лючки с клеймом завода изготовителя, по которым и можно установить номер самолёта и с большой вероятностью - имя пилота.
С этим и вернулись в лагерь, чтобы отдохнуть за ночь и продолжить работу поутру. |