Суббота, 18.11.2017, 16:46 Приветствую Вас Гость
"Мы возвращаем павшим имена..." 
Поисковый отряд "ВОЗВРАЩЕНИЕ" 
  



                                                                                                                                                                                       г. Бугуруслан
                                                                                                                                                       voen-poisk@rambler.ru
Меню сайта
Мини-чат
200
Наш опрос
Ваше отношение к поисковому движению?
Всего ответов: 185
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Расскажи друзьям
Вход на сайт

Главная » 2017 » Март » 7 » Запись 34-я. Лётчик - истребитель - старший лейтенант Большаков
08:34
Запись 34-я. Лётчик - истребитель - старший лейтенант Большаков

Уже на вечернем командирском совещании тема подъёма нашего "Яка" была главной. Всем присутствующим достаточно подробно было рассказано о тяжёлых условиях подъёма самолёта из глубокой воронки. Ближе к завершению совещания Сергей Александрович Мачинский неожиданно для всех достал из толстой папки своих документов один лист А-4 и повернул лицевой стороной к нам. 

С листа бумаги на нас смотрел красивый молодой командир Красной Армии в звании старшего лейтенанта. Это был лётчик, с отличительным знаком - "лётной курицей" - в петлицах. В глазах - твёрдость долга, на груди - орден Красного Знамени, как показатель твёрдости духа в борьбе с врагом и мужества в бою.

Да, это был наш лётчик - старший лейтенант Большаков Александр Кузьмич, 1918 года рождения, уроженец Куйбышевской (Самарской) области, командир звена 163-го истребительного авиаполка, кадровый лётчик участник советско-финской войны 1939-1940-х гг, награждённый орденом Боевого Красного Знамени. Журнал боевых донесений скупо сообщал, что пилот не вернулся с боевого задания по сопровождению самолёта ИЛ-2 в район Ржева 23 августа 1942 года, то есть пропал без вести. 

Весь следующий и ещё два последующих дня мы продолжали работать в воронке, возвращая памяти то, что осталось спустя 75 лет. Яму-воронку было уже не узнать. Сняты сотни кубометров болотной глины вперемешку со ржавыми искореженными кусками самолёта. Углубляясь всё ниже и ниже, мы встаём в четыре яруса, углубившись до 6 метров. Одновременно с выемкой жидкого грунта вёдрами и помпами вычерпывалась вода, быстро заполняя откачиваемую поверхность вновь и вновь. Очень тяжёлый труд. Но он был не напрасен. Знали бы мы, какого героя возвращаем из небытия!

Разобрав хвостовую часть, потихоньку стали продвигаться к фюзеляжу, почти полностью сделанному из фанеры. Наконец добрались до кабины пилота, или лучше то, что от неё осталось. Как потом оказалось, в момент падения самолёта, пилота буквально раздавило об двигатель, перед которым он сидел.

Бережно достаём останки бойца и его личные вещи. Вот краги-рукавицы, сапоги, грязного цвета, но с белизной, парашют, а вот фрагменты гимнастёрки, на голубых петлицах которой чётко виднелись три кубаря старшего лейтенанта и лётная «курица». Табельное оружие, пистолет ТТ в кобуре, шлемофон. И, конечно же, медальон, в первой строке которого чётко читалась фамилия «Больша…»

Затем достали сильно покорёженный планшет. В нём относительно неплохо сохранившаяся полётная карта, компас, карандаши, ещё какие-то бумаги, бумажный календарь 1942 года, с зарисованными чернильными кружками некоторых чисел, и талон на питание на 23 августа 1942 года, где завтрак уже оторван, а обед ещё ждёт.

Именно с этим талоном многое прояснилось. Параллельно с нашей работой шла работа в архивах, героем заинтересовались на самом "верху". Удалось узнать, что в те августовские дни 1942 года бои у города Ржева достигли кульминации. Ожесточённые бои шли как на земле, так и в небе. Потери обеих сторон были громадны. Порой в день от эскадрильи в 12 самолётов оставалось один-два, в полках - не более 5-6. Лётчики работали на износ, вылетая в день по 3-4 раза.

23 августа 1942 года старший лейтенант Большаков после завтрака вылетел в паре с другим истребителем на боевое задание и лично сбил два вражеских самолёта. Слава о храбром ястребке ходила в штабах, и в этот же день на героя, на счету которого было уже семь сбитых вражеских машин, выходит представление о награждении высшим орденом СССР – орденом Ленина. Не успев приземлиться, пилот получает новое задание - прикрыть наших штурмовиков ИЛ-2. Это задание, как оказалось, стало для него последним. И награждение состоялось спустя 74 года, в воронке у деревни Дешёвка, теми ребятами, что поднимали его, стоя по пояс в ледяной воде, измазанные грязью и авиационным бензином, с пением гимна и со слезами на глазах. А салютом нам был проливной дождь.

Просмотров: 122 | Добавил: Master | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
avatar
НОВОЕ ФОТО
НОВОЕ ВИДЕО

Мы помним!

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0
00:01:15

МВИЭ КАЛИНИНСКИЙ ФРОНТ

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0
ГЕРОИ ВОЙНЫ
ЧИТАЙТЕ В БЛОГЕ
[26.08.2017]
Запись 41-я. Зайцева Гора. День первый. (0)
[07.08.2017]
Запись 40-я. "Западный фронт - 2017" (0)
НАШИ ГОСТИ
Zaxabr
НАШИ ДРУЗЬЯ
  • ПОИСКОВОЕ ДВИЖЕНИЕ РОССИИ
  • ИЩИТЕ СВОИ РОДНЫХ
  • ОБД МЕМОРИАЛ
  • ЦАМО
  • ПОДВИГ НАРОДА
  • ПАМЯТЬ НАРОДА
  • МЕСТО ПАМЯТИ
  • МЕЖДУНАРОДНАЯ СЛУЖБА РОЗЫСКА
  • ВОИНСКИЕ ЗАХОРОНЕНИЯ
  • САКСОНСКИЕ МЕМОРИАЛЫ
  • Календарь
    «  Март 2017  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
      12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    2728293031
    ПРОГНОЗ ПОГОДЫ
    Copyright MyCorp © 2017 uCoz